МОУ "Рассветская ОШ"
поселок Рассвет, Веневский район, Тульская область
  • Русский язык.
    Русский язык
    Русский язык
    8 класс
    Автор
    Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской
    Класс
    8 класс
    Предмет
    Русский язык

    Содержание

    Функции русского языка в современном мире

    Русский язык в современном мире.

    Учащиеся научатся:

    владеть русским языком – языком великого русского народа и одним из богатых языков мира.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе.

    Основные термины по разделу:

    Основные разделы языка, основные языковые единицы.

    Повторение изученного в V–VII классах

    Учащиеся научатся определять:

    роль знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксическим условиям употребления знаков препинания.

    видам предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментам  действительности (простые и сложные); средствам связи простых предложений в сложных: союзным средствам и интонации (союзные) или интонация (бессоюзные);

    видам сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства;

    условиям выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксической роли наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)

    условиям выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными

    Учащиеся получат возможность научиться:

    разграничивать знаки препинания по их функциям;

    пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;

    определять вид сложного предложения;

    соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;

    создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;

    правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;

    разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;

    разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;

    правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;

    обозначать графически условия выбора орфограмм.

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

    Учащиеся научатся основным единицам синтаксиса ( текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса)

    Учащиеся получат возможность научиться:

    находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;

    разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;

    соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;

    разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.

    Словосочетание

    Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

    Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

    Учащиеся научатся:

    Находить словосочетания, определять его функции; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные;

    свободные словосочетания и фразеологические обороты;

    согласование, управление, примыкание;

    средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;

    порядок устного и письменного разбора словосочетания

    Учащиеся получат возможность научиться:

    составлять разные виды словосочетаний;

    определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;

    разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;

    определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;

    использовать в речи синонимические по значению словосочетания;

    разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;

    определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;

    составлять словосочетания с заданным видом связи;

    правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;

    разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;

    производить устный и письменный разбор словосочетания.

    Простое предложение

    Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

    Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

    Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

    Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

    Учащиеся научатся:

    Определять виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;

    грамматическую (предикативную) основу предложений, выражать его основное значение и отражать ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;

    в русском языке,порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;

    основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    разграничивать односоставные и двусоставные предложения;

    определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);

    определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;

    выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;

    выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;

    составлять графическую интонационную схему предложения.

    Простые двусоставные предложения

    Главные члены предложения

    Повторение пройденного о подлежащем.

    Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

    Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

    Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

    Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

    Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

    Учащиеся научатся:

    Определять способы выражения подлежащего;

    способы выражения сказуемого;

    правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;

    основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;

    способы выражения вспомогательного глагола;

    основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;

    способы выражения именной части;

    тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;

    правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

    Учащиеся получат возможность:

    находить подлежащее и определять способы его выражения;

    определять способы выражения сказуемого;

    соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;

    согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;

    находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;

    находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;

    разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;

    определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;

    интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

    употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;

    пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;

    использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.

    Второстепенные члены предложения

    Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

    Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

    Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

    Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

    Учащиеся научатся:

    Определять виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;

    что такое дополнение, основные способы его выражения;

    виды дополнений: прямые и косвенные;

    способы выражения прямого дополнения;

    что такое определение;

    виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;

    способы выражения согласованных и несогласованных определений;

    несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства

    что такое приложение;

    способы выражения приложения;

    правила постановки дефиса при приложении;

    правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом

    что такое обстоятельство, способы его выражения;

    виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);

    второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия

    порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения

    Учащиеся получат возможность научиться:

    находить в предложении второстепенные члены;

    распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;

    разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;

    использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;

    распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;

    разграничивать прямое дополнение и подлежащее;

    находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;

    разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;

    распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;

    различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;

    использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;

    обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;

    находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;

    использовать приложения в речи;

    согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;

    находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,

    использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;

    распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;

    находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;

    разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;

    находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;

    ставить вопросы к обстоятельствам условия;

    использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;

    находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;

    производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.

    Простые односоставные предложения

    Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

    Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

    Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

    Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

    Рассказ на свободную тему.

    Учащиеся научатся:

    Определять грамматическую основу односоставных предложений; способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);

    способы выражения главного члена односоставного предложения;

    виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)

    что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;

    текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)

    что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

    текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)

    что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

    текстообразующую роль неопределенно-личных предложений

    что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;

    функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)

    порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения

    Учащиеся получат возможность научиться:

    разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;

    различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;

    распространять нераспространенные односоставные предложения;

    распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;

    определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);

    пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;

    использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний

    распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

    разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;

    пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;

    использовать определенно-личные предложения в речи;

    распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

    разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;

    разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;

    находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;

    использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;

    пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;

    различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;

    находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;

    определять способ выражения их главного члена;

    правильно интонировать данные предложения;

    производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения

    Неполное предложение

    Понятие о неполных предложениях.

    Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

    Учащиеся научатся:

    Определять  неполное предложение;

    варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;

    диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;

    правило употребления тире в неполном предложении

    Учащиеся получат возможность научиться:

    распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;

    распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;

    использовать неполные предложения в диалоге;

    Простое осложненное предложение

    Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

    Учащиеся должны знать:

    что такое осложненное предложение;

    способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

    Учащиеся должны уметь:

    определять способ осложнения предложения

    Однородные члены предложения 

    Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

    Вариативность постановки знаков препинания.

    Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

    Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

    Учащиеся научатся:

    Определять  однородные члены предложения;

    способы выражения однородных членов (все члены предложения),

    тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;

    функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);

    правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;

    правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;

    что такое однородные и неоднородные определения;

    основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;

    правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;

    функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);

    правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;

    фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;

    правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);

    порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;

    порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,

    составлять графические схемы однородных членов;

    использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;

    находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);

    использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;

    правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;

    использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;

    правильно расставлять знаки препинания;

    интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;

    разграничивать однородные и неоднородные определения;

    использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;

    распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;

    определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;

    правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;

    использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;

    разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;

    распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);

    правильно расставлять знаки препинания при союзе и;

    использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;

    разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;

    определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;

    использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;

    находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;

    интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;

    использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;

    разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;

    производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;

    производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

    Русский язык. 8 класс» авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и других. Учебник является продолжением популярной линии книг для 5-7 классов авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. Он посвящен изучению синтаксиса простого предложения с привлечением чёткой графической наглядности, добротного дидактического материала. Многоаспектная работа по развитию речи подкреплена цветными вклейками учебника. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie