МОУ "Рассветская ОШ им.В.Н.Абрамова"
поселок Рассвет, Веневский район, Тульская область
  • Изобразительное искусство.
    Изобразительное искусство
    Изобразительное искусство
    6 класс
    Класс
    6 класс
    Предмет
    Изобразительное искусство

    Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

    1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. 

    Виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

    Беседа о пластических искусствах: изобразительные, конструктивные, декоративные.

    2. Рисунок - основа изобразительного творчества. Художественные материалы.

    Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности

    Значение особенности художественного материала в создании художественного образа.

    Работа графическими материалами. Навыки работы с графическими материалами.

    3. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

    Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова.

    Графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.).

    4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

    Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой.

    Работа живописными материалами; цветовая растяжка.

    5. Цвет. Основы цветоведения.

    Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

    Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.

    Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен.

    6. Цвет в произведениях живописи.

    Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет как выразительное средство в пространственном искусстве. Классификация цветов. Цветовые отношения.

    Рисование  с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов.

    7. Объемные изображения в скульптуре.

    Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл,
    дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова.

    Лепка. Создание объемных изображений животных в разных материалах.

    8. Основы языка изображения.

    Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

    Выставка. Обсуждение художественных особенностей работ.

    II. «Мир наших вещей. Натюрморт»

    9. Реальность и фантазия в творчестве художника.

    Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
    Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.

    Беседа о творчестве художников. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Видео путешествие в Русский музей.

    10. Изображение предметного мира. Натюрморт.

    Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков. Рисование натюрморта.

    11. Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

    Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Рисование натюрморта.

    12. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

    Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости. Рисование натюрморта из гипсовых тел.

    13. Освещение. Свет и тень.

    Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Зарисовки геометрических тел из гипса.

    14. Натюрморт в графике.

    Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского. Рисование графического натюрморта с натуры.

    15. Цвет в натюрморте.

    Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

    Рисование живописного натюрморта, выражающего эмоциональное состояние.

    16. Выразительные возможности натюрморта.

    Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна.

    Рисование живописного натюрморта - «натюрморт-автопортрет».

    III. «Вглядываясь в человека. Портрет»

    17. Образ человека - главная тема искусства.

    Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин. Беседа «образ человека в портрете».

    18. Конструкция головы человека и её пропорции.

    Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и формата. Выполнение портрета в технике аппликация.

    19. Изображение головы человека в пространстве.

    Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности черт лица. Зарисовки объемной конструкции головы.

    20. Портрет в скульптуре.

    Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова. Создание скульптурного портрета литературного героя.

    21. Графический портретный рисунок.

    Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Роль выразительности графических материалов.

    Рисование (набросок) одноклассников.

    22. Сатирические образы человека.

    Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского.

    Создание сатирических образов литературных героев.

    23. Образные возможности освещения в портрете.

    Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство фор- • мы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

    Рисование головы человека в различном освещении.

    24. Роль цвета в портрете.

    Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.

    Рисование живописного портрета литературного героя или одноклассников.

    25. Великие портретисты прошлого.

    Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля. Рисование автопортрета.

    26. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

    Особенности и развитие портретного образа и изображения человека в 20-м веке. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, др.)

    Роль и место портрета в отечественном искусстве. Стремление выразить эпоху в портрете , сложность внутреннего мира человека с переживаниями, чувствами, красоту молодости.

    Беседа о творчестве художников портретистов. Видео путешествие в Русский музей.

    IV. «Человек и пространство. Пейзаж»

    27. Жанры в изобразительном искусстве.

    Жанры в изобразительном искусстве: Натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник. Беседа о жанрах в изобразительном искусстве, творчестве выдающихся художников. Видео путешествие в Русский музей.

    28-29. Изображение пространства. Правила построения перспективы.

    Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

    Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения. «Архитектурный пейзаж»

    Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода.

    Законы линейной перспективы. Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.

    Изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы.

    Изображение воздушной перспективы.

    30. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

    Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности.

    Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа.

    Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический).

    Гамма минорная, мажорная. Классицизм, романтизм, импрессионизм.

    Тематическое рисование: изображение многопланового пейзажа.

    31. Пейзаж – настроение. Природа и художник.

    Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток.

    Значение линии, пятна. Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе.

    Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

    Рисование живописного пейзажа настроения.

    32. Пейзаж в русской живописи.

    Образ природы в произведения А. Венецианова. Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана.

    Рисование живописного пейзажа.

    33. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

    Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.

    Выразительность графических образов мастеров.

    Печатная графика. Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.

    Рисование городского пейзажа в графике.

    34. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie