- Класс
- 6 класс
- Предмет
- Изобразительное искусство
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Беседа о пластических искусствах: изобразительные, конструктивные, декоративные.
2. Рисунок - основа изобразительного творчества. Художественные материалы.
Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
Значение особенности художественного материала в создании художественного образа.
Работа графическими материалами. Навыки работы с графическими материалами.
3. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова.
Графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.).
4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой.
Работа живописными материалами; цветовая растяжка.
5. Цвет. Основы цветоведения.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.
Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен.
6. Цвет в произведениях живописи.
Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет как выразительное средство в пространственном искусстве. Классификация цветов. Цветовые отношения.
Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов.
7. Объемные изображения в скульптуре.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл,
дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова.
Лепка. Создание объемных изображений животных в разных материалах.
8. Основы языка изображения.
Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Выставка. Обсуждение художественных особенностей работ.
II. «Мир наших вещей. Натюрморт»
9. Реальность и фантазия в творчестве художника.
Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.
Беседа о творчестве художников. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Видео путешествие в Русский музей.
10. Изображение предметного мира. Натюрморт.
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков. Рисование натюрморта.
11. Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.
Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Рисование натюрморта.
12. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости. Рисование натюрморта из гипсовых тел.
13. Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Зарисовки геометрических тел из гипса.
14. Натюрморт в графике.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского. Рисование графического натюрморта с натуры.
15. Цвет в натюрморте.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Рисование живописного натюрморта, выражающего эмоциональное состояние.
16. Выразительные возможности натюрморта.
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна.
Рисование живописного натюрморта - «натюрморт-автопортрет».
III. «Вглядываясь в человека. Портрет»
17. Образ человека - главная тема искусства.
Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин. Беседа «образ человека в портрете».
18. Конструкция головы человека и её пропорции.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и формата. Выполнение портрета в технике аппликация.
19. Изображение головы человека в пространстве.
Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности черт лица. Зарисовки объемной конструкции головы.
20. Портрет в скульптуре.
Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова. Создание скульптурного портрета литературного героя.
21. Графический портретный рисунок.
Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Роль выразительности графических материалов.
Рисование (набросок) одноклассников.
22. Сатирические образы человека.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского.
Создание сатирических образов литературных героев.
23. Образные возможности освещения в портрете.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство фор- • мы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Рисование головы человека в различном освещении.
24. Роль цвета в портрете.
Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.
Рисование живописного портрета литературного героя или одноклассников.
25. Великие портретисты прошлого.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля. Рисование автопортрета.
26. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Особенности и развитие портретного образа и изображения человека в 20-м веке. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, др.)
Роль и место портрета в отечественном искусстве. Стремление выразить эпоху в портрете , сложность внутреннего мира человека с переживаниями, чувствами, красоту молодости.
Беседа о творчестве художников портретистов. Видео путешествие в Русский музей.
IV. «Человек и пространство. Пейзаж»
27. Жанры в изобразительном искусстве.
Жанры в изобразительном искусстве: Натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник. Беседа о жанрах в изобразительном искусстве, творчестве выдающихся художников. Видео путешествие в Русский музей.
28-29. Изображение пространства. Правила построения перспективы.
Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.
Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения. «Архитектурный пейзаж»
Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода.
Законы линейной перспективы. Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.
Изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы.
Изображение воздушной перспективы.
30. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности.
Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа.
Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический).
Гамма минорная, мажорная. Классицизм, романтизм, импрессионизм.
Тематическое рисование: изображение многопланового пейзажа.
31. Пейзаж – настроение. Природа и художник.
Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток.
Значение линии, пятна. Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе.
Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
Рисование живописного пейзажа настроения.
32. Пейзаж в русской живописи.
Образ природы в произведения А. Венецианова. Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана.
Рисование живописного пейзажа.
33. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.
Выразительность графических образов мастеров.
Печатная графика. Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.
Рисование городского пейзажа в графике.
34. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл