- Класс
- 5 класс
- Предмет
- Изобразительное искусство
«Древние корни народного искусства»
Тема. Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Тема. Убранство русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Тема. Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).
Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Тема. Русская народная вышивка.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.
Тема. Народная праздничная одежда (костюм). Эскиз русского народного костюма.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных областях и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Тема. Праздничные народные гулянья. (Народные праздничные обряды).
Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается презентацией.
«Связь времен в народном искусстве»
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.
Тема. Древние образы в современных народных игрушках.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек
Тема. Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Тема. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
Тема. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы, предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейно рисунка, основные приёмы городецкой росписи.
Тема. Жостово. Роспись по металлу.
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов, построение цветочных композицый. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создания в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замолёвок, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.
Тема. Щепа. Роспись по лоубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.
Дерево и щепа – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи, туеса. Резное узорочье берестяных изделий.
«Декор – человек, общество, время»
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.
Тема. Зачем людям украшения.
Беседа на тему, «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Власть могущества фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Тема. Одежда говорит о человеке.
Одежда, костюм не только служит практическим целям, они являются особым знаком – положение человека в обществе и его намерений, т.е. его роли. Суть прикладного декоративного искусства - выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Тема. О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Основные части классического герба, изобразительные формы, взятые из жизни мифологии, их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
«Декоративное искусство в современном мире»
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание индивидуальных, парных или групповых работ.
Тема. Современное выставочное искусство..
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Новое понимание красоты современными материалами декоративно-прикладного искусства, пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Тема. ТЫ – сам мастер декоративно-прикладного искусства.
Оставшиеся уроки посвящены выполнению индивидуальной, групповой, парной работы по теме «Витраж» в технике аппликации. После создания эскиза, на листе А-3, А-2, А делается предварительный рисунок композиции, рисунок обводится чёрными маркерами или чернилами. Белые участки бумаги вырезаются и на их место приклеиваются части из цветной бумаги.