- Класс
- 5 класс
- Предмет
- Природоведение
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить детей с названиями планет, но не должен требовать от них полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом – Земля» изучают оболочки Земли. Содержание понятий атмосфера, литосфера и гидросфера подлежит изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые», «Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхностях Земли: суши (равнины, холмы, овраги, горы) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).
В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с основными географическими объектами, занятиями населения, достопримечательностями.
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля – оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы). Человек – часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.
Такое построение программы позволит сформировать у учащихся с умственной отсталостью целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Учащиеся должны знать:
· что изучает природоведение;
· предметы и объекты живой и неживой природы;
· название нашей планеты и ее форму, значение Солнца для жизни на Земле;
· свойства воды, воздуха и почвы;
· название полезных ископаемых, их свойства, использование человеком;
· основные формы поверхности;
· виды водоемов;
· название своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих;
· название важнейших географических объектов;
· правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
· наблюдать за сезонными изменениями в природе;
· заполнять дневники наблюдений;
· демонстрировать простейшие опыты;
· выполнять зарисовки и изготавливать простейшие макеты форм поверхности;
· составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.