МОУ "Рассветская ОШ им.В.Н.Абрамова"
поселок Рассвет, Веневский район, Тульская область
  • Русский язык.
    Русский язык
    Русский язык
    5 класс
    Класс
    5 класс
    Предмет
    Русский язык

    Содержание

    Звуки и буквы. Текст

    Повторение.
          Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
          Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
          Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
          Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
          Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
          Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.                                                                          

           Предложение. Текст

    Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
          Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).                                                                        

             Слово. Текст Состав слова   

    Корень и однокоренные слова.
          Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
          Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
          Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
          Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
          Разделительный ъ в словах с приставками.
          Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
          Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).            

       Части речи.   Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
          Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
          Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
          Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
          Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.
          Изменение имен существительных по числам.
          Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.
          Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.
          Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
          Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
          Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
          Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.
          Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).
          Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
          Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
          Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
          Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
          Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.
          Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
          Распространение предложений именами прилагательными.
          Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.
          Глагол. Значение в речи.
          Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
          Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
          Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
          Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.                                   

          Предложение. Текст

    Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
          Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
          Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
          Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
          Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
          Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
          Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
          Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
          Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.    

    Повторение                                                                                                                   Связная речь

    Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
          Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
          Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
          Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.
          Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
          Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
          Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.
          Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
          Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie